Главная Новости

Проблемы бизнеса с властью быстрее решаются не в кустах?

Опубликовано: 05.09.2018

видео Проблемы бизнеса с властью быстрее решаются не в кустах?

Разведопрос: Михаил об устройстве калифорнийской полиции


СЕКТЫ – ПОДСТАВА ОТ СОЗНАНИЯ

Новый уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области Владислав Попов ( назначен на должность 3 апреля -  ПА ), кажется, намерен заявить о себе очень серьезно, - так предварило свою публикацию  «Вода камень точит» издание " Бизнес Новости ".


Разведопрос: Константин Анисимов про Таиланд

 

Публичность — одна из главных сторон в его начавшейся деятельности. «Все имеющиеся проблемы нужно выносить на широкое обсуждение», - считает он.

- Вы сказали, что первые дни своей работы потратили на изучение обращений от бизнеса, скопившиеся за время отсутствия омбудсмена. На что, в основном, жалуются предприниматели?

- Бизнес не жалуется. Бизнес обращается ко мне с определенными вопросами. В функционал уполномоченного входит обеспечение законных прав предпринимателей. Есть множество нормативных актов, которые регламентируют те или иные требования от определенных хозяйствующих структур: Роструда, прокуратуры, Роспотребнадзора, налоговой. Уполномоченный же должен реагировать на обращения бизнеса о том, что против него определенная госструктура совершает некорректные действия. Кроме того, омбудсмен должен работать в связке с существующими бизнес-объединениями (например, Вятская ТПП) и отраслевыми союзами (объединениями строителей, аграриев, молочников, грузоперевозчиков и т.д.). Поэтому когда ко мне обращаются предприниматели, я в первую очередь спрашиваю, в какие общественные объединения они входят. А они чаще всего отвечают: «Ни в какие». На Западе же, например, бизнес уже на этапе своего формирования является членом какого-либо промышленного объединения. И это логично: интересы предпринимателя защищает его профессиональный союз, а не какой-то омбудсмен, занимающийся общими вопросами.

- В чем же заключается непосредственно ваша деятельность?

- В стране резко сменилась экономическая модель: мы, по сути, просто сделали слепок рыночной экономики с западной модели общества, не повлияв ни на сознание людей, ни на их менталитет. И получилось, что у нас каждый сам за себя. Я не говорю, что у нас плохо работает, например, Вятская ТПП. Но в регионе существует 50 тысяч субъектов МСП, а членов палаты не многим меньше 1000. То есть полного охвата бизнеса нет. То же самое можно сказать про отраслевые объединения: кто-то работает эффективно, а кто-то — нет. Поэтому сейчас нужно, чтобы они давали мне обратную связь как чиновнику, а я бы уже координировал все их совместные усилия.

Бизнес же обязан соблюдать определенные условия. Он должен платить налоги, но в рамках правил, прописанных в нормативных документах. Должен соблюдать требования МЧС, чтобы не было повторения тех трагических событий, которые произошли недавно в Кемерово. Он должен соблюдать правила охраны окружающей среды, если у предприятия есть вредные выбросы. При этом часто бывает так, что требования наших проверяющих структур слишком противоречивы. К примеру, если у вас есть хотя бы один наемный работник, нужно обязательно проводить кадровый и воинский учеты. Наверное, для малых организаций было бы лучше эти требования упростить. Был такой случай, когда предприниматель привлек к работе с отчетностью свою жену, и его серьезно за это оштрафовали. Это, конечно, законно, но разве логично?

- Главная задача, которую поставил перед вами губернатор — борьба с теневым бизнесом. Как вы будете решать эту проблему?

- Во всех отраслях сегодня конкуренция: существуют те, кто платит все налоги, соответствует требованиям, а есть те, кто правила не соблюдает. К примеру, работают официальные грузоперевозчики и «серые». И, как правило, страдают те, кто соблюдает все правила. Контрольно-надзорные органы должны предъявлять одинаковые требования ко всем предприятиям. А получается так, что одних они проверяют, потому что они прозрачны, а других нет, потому что с них, как правило, «взять» ничего нельзя. Но правила игры должны быть для всех одинаковыми. Это и входит в мои задачи.

- А как вы на это можете повлиять?

- Мы можем сделать официальный запрос о том, почему существует предвзятость налоговых органов к какому-то конкретному субъекту предпринимательства. Информация об этом должна стекаться от бизнес-объединений, от структур, которые, в том числе, и сами должны заниматься этими вопросами. Мы можем отталкиваться от какого-то примера и переносить его на другие случаи.

Кроме того, есть опыт других регионов. Например, в Нижнем Новгороде уполномоченный по правам предпринимателей оказывает серьезное влияние на контрольно-надзорные структуры. Помогает в этом публичность: никакой госструктуре невыгодно, чтобы какую-то ситуацию выносили на рассмотрение в СМИ в нелицеприятном виде. И это оказывает свое влияние: налоговая успокаивается и какие-то требования к бизнесу смягчает.

- Вы будете применять те же методы?

- Работа уполномоченного в чем-то напоминает работу врача. Врач должен лечить не следствие, а причины. Так и здесь. Если возникает проблема с контрольно-надзорными органами, это означает, что бизнес не знает и не понимает правил игры. Значит, нужно заняться его обучением: рассказывать о нормативной документации, показывать примеры. И это именно то, чем должны заниматься общественные объединения. К примеру, сами общественники могут проверить бизнес на предмет соблюдения правил техники безопасности. И сделать это можно до того, как придет МЧС.

- Как можно решить проблемы взаимодействия с налоговой?

- Подход должен быть тем же — их взаимоотношения могут стать более прозрачными. Очень часто руководство налоговой просто не знает о том, что происходит на местах: перегибы допускают конкретные инспекторы. Нужно выносить эти проблемы на публичное обсуждение. Но дело в том, что многие предприниматели к этому не готовы: они боятся дальнейших последствий. Однако и налоговая часто права. Практика показывает, что если дело доходит до суда, тот чаще всего встает на сторону налоговой инспекции. Конечно, есть и другие примеры: некоторые предприниматели отстояли свою точку зрения, и суд признал, что «дробления» бизнеса у них не было. Это самая актуальная сегодня проблема: сначала деление законом позволялось, а сейчас налоговая вдруг решила, что бизнес таким образом уходит от налогов.

У нас по этому вопросу уже есть масса претензий, стекающихся к федеральному уполномоченному, который может повлиять на решение этой проблемы на высшем уровне. Вода камень точит. Может быть, если со всех регионов поступят какие-то предложения, мы когда-то и продавим этот вопрос.

- Вы общались с новым главой налоговой?

- Пока очень кратко. Я надеюсь, что в ближайшие дни мы увидимся. Он сказал, что открыт для общения. Я покажу ему статистику, которую собрали предприниматели о фактах сложных взаимоотношений бизнеса и субъектов МСП.

- Еще одна задача, которая стоит перед вами - поддержание инвестиционного климата. Как вы намерены выполнять ее?

- Эта задача поставлена не непосредственно передо мной. Бизнес дает возможность жить всему региону. Поэтому эту проблему должны решать все. Должна вестись постоянная работа бизнес-объединений, чиновников, банков и т. д.

- Наш предпринимательский климат сильно отличается от того, что вы видели в других регионах. Мы отстаем?

- Отстаем. Это и плохо, и хорошо: у нас есть потенциал роста. И самое главное, что мы можем посмотреть на опыт тех, кто нас опережает. Да, есть такая особенность вятского менталитета, как инертность. Но и энергичные люди у нас есть. Их надо замечать и двигать.

- Вы создавали с нуля и свой собственный бизнес. Как это происходило и что с ним теперь?

- Во Владимирской области я пытался открыть дело по франшизе нашей компании «Ключ здоровья». Но мэр города решил, что он не хочет развития этой сети, посчитав, что она испортит вид улиц. Тогда мы с партнером решили сами организовать дело по розливу воды. Взяли одно из предприятий за образец, побывали на производстве, изучили технологии, вложили средства в лабораторные исследования, сделали эффективную рекламную компанию. На это ушел примерно год. Но в итоге проект оказался успешным — мы стали крупнейшим поставщиком воды в регионе. Потом мы с партнером расстались, он вернул мне мою долю в бизнесе.

- Почему, вернувшись в Киров, вы не занялись бизнесом снова?

- Бизнес - это очень сложно и ответственно. Помимо голой идеи и знаний, нужен достаточный финансовый капитал. Это колоссальная проблема любого инвестора: нехватка средств. Ты просчитываешь бизнес (зарплату, оборотные активы, маркетинг), а по факту оказывается, что ваши реальные расходы в два раза больше. Нам, к примеру, для того, чтобы получилась «конфетка», пришлось выкупать землю, делать фундаментальный ремонт здания, приобретать новейшее оборудование. Кроме того, я вложил в проект не только деньги, но и душу. Когда я занимался бизнесом, я работал без выходных. Поэтому по возвращении в Киров у меня уже не было подобных ресурсов: ни материальных, ни моральных.

- Для чего вам новая должность?

- Это для меня определенное качественное развитие. На Западе принято менять работу раз в пять лет. И если те навыки, которые я приобрел, можно применить на благо региона, почему бы этого не сделать. У любого нормального человека должно быть желание оставить какой-то полезный след. Я родился в этом регионе, и я должен что-то ему отдать.

Сам институт омбудсменов еще очень молодой, поэтому пока у него нет того веса в регионах, которым он должен обладать. Но, к примеру, в Нижнем Новгороде предприниматели верят омбудсмену, прислушиваются к нему и государственные структуры. Если мы сможем создать такой же институт в нашем регионе, это будет прекрасно. Омбудсмен должен выносить имеющиеся проблемы на уровень субъекта региона, губернатора, СМИ и т. д. Главное — уметь договориться и найти компромисс между интересами государственных структур и бизнеса.

Елена Окатьева

[email protected]

 

Досье

Владислав Леонидович Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области.

Дата и место рождения: 9 марта 1973 год, Лебяжский район, в детстве переехал в Киров.

Образование: высшее, ВГСХА

Карьера: 2001 - 2004 г.г. - директор по коммерции и финансам ОАО «Кировский завод обработки цветных металлов»;

2004 — 2005 г.г. - заместитель председателя правительства Кировской области - начальник департамента энергетики и ЖКХ;

2005 - 2007 г.г. - исполнительный директор ЗАО «Кольчугинский завод цветных металлов» (г. Кольчугино);

2008 - 2011 г.г. - исполнительный директор ООО «Чистая вода» (г. Владимир);

2011- 2012 г.г. - замгендиректора по экономике и финансам МУП «Владимирводоканал»;

2012 - 2013 г.г. - коммерческий директор АО «Ростелеком»;

2013 -2018 г. - замгендиректора АО завод «Сельмаш»;

с апреля 2018 года — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области.

Увлечения : спорт.

Любимая кухня : русская традиционная.

Любимая литература : биографии успешных людей.

Любимая музыка : Дидюля.

Любимая передача : «Умники и умницы».

Девиз : Когда Господь закрывает дверь, его ангел закрывает форточку.

От автора:

- Такие энергичные люди, на мой взгляд, — редкость на подобных должностях. Владислав Попов, кажется, готов не просто решать мелкие вопросы бизнеса, а создать настоящий резонанс из крупных его проблем. За первые два дня своей работы он уже успел громко о себе заявить — не только на страницах нашей газеты.

фото

rss