Основные школы права | Теория Государства и Права | Шпоры для каждого!

Опубликовано: 23.10.2018


Естественно-правовая теория  — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права  — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное)  — официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле , а представляет собой мораль , правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права  — сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права , исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа — проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно — результат исторического процесса). Закон  — не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте  — обычай . Положительная роль  — привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).



32. Основные школы права.


Нормативистская Т (Кельзен): право – совокуп-ть уст-х и охр-х гос-вом норм. Т.о., осн-ой акцент делается на нормативности права, его формальной определ-сти и обеспеч-сти гос-ным принужд-ем. « +»: эта Т ориентирует на соблюд-е законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они д. соблюдать законы, действующие в дан. момент, лаконичность, четкость. « -»: объяснение права из самого права, т.е. изолир-ть от эк-ки, пол., соц. сферы.; формализм; гос-во объявл-ся гл-м ист-ком правовых норм и, след-но, то, что оно создает, и явл-ся правом. Отсюда – игнорир-ние содержания права, степени свободы личности, соотв-вия правовых норм потребностям обществ-го развития. Подход базир-ся на Т позитивного права, кот-я отожд-ет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепл-я этих прав в законе. Соотнош-е права и закона: право = закон .

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв . Г ос-во - рез-т юр-го акта - общественного договора, кот. является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот. нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно - естественное , предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе - позитивное право - является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон , право > закона. «-»: гос.-прав. явл-ия рассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.



Основные школы (теории) права


Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. Развитие нравственной (оценочно-мотивационной) основы права принижает его формально-юридические свойства. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости. Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики. Данная теория исходит из приоритета общечеловеческих и моральных начал в организации и сущности права.